Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Речь ребенка в 1 год и 1 месяц

Когда исполняется один год малышу, с ним необходимо активно играть. Подбирать развлечения следует так, чтобы он развивал свои умения. В процессе необходимо выстраивать доверительные отношения с малышом. Игры должны быть направлены на изучение окружающего мира, тренировку координации движения и совершенствование речевых навыков. Хорошо себя показали такие упражнения:

  1. Повторяй-ка. Игра нацелена на развитие детского лепета. Задача малыша – проговаривать слоги, сказанные взрослым или им самим. Чтобы добиться ответа от ребенка, нужно повторять их несколько раз.
  2. Прятки. Игра способна развивать пространственное восприятие и память. Родитель прячется за кресло или шкаф, после чего выглядывает и зовет малыша. Спустя какое-то время кроха начинает повторять за взрослым. Потом игру нужно усложнить – просто звать малыша. Это позволяет увеличить способность ориентироваться по звуку.
  3. Танцы. Любые музыкальные игры развивают чувство ритма. Мелодию можно запустить на компьютере или купить игрушки. Родитель показывает крохе, что требуется делать, и тот пробует танцевать под музыку. Мелодии можно чередовать, сменяя веселые композиции спокойными. При этом ее темп не должен быть слишком быстрым, чтобы ребенок успевал укладываться в ритм.
  4. Можно попробовать кружиться.

1 год – самое время платить деньги, купить и подарить книгу годовашке. Так формируется любовь к чтению. Тематически литература подбирается так, чтобы ребенку было интересно. Главный критерий в этом возрасте – большое количество ярких цветных картинок. Малыш может всячески издеваться над первыми книгами: брать в рот, грызть, кусать, рвать. Поэтому важно не покупать слишком дорогих экземпляров.

Годовалый милаха

Годовалый милаха

Игрушки тоже могут развивать ребенка. Например, малышу часто приходятся по душе такие предметы:

  1. Мяч.
  2. Пирамидка. Эта игрушка – уникальное изобретение. Оно тренирует мелкую моторику, интеллект, умение различать цвета, усидчивость. Сейчас создано большое количество видов пирамидок, в том числе уникальных, способных издавать звуки, имеющих разные причудливые формы.
  3. Кубики.
  4. Машина-каталка.

В этом возрасте важно не давать играться мелкими предметами. Всевозможные конструкторы, пазлы нужно спрятать от глаз крохи.

Семье новорожденного важно контролировать показатели его роста и веса. Благодаря этому своевременно выявляются отклонения в развитии годовалого ребенка и малыша младше или старше.

Умственное, психическое, физическое развитие тесно связаны, и нарушение одного аспекта может обернуться нарушением второго. До года замеры проводятся регулярно, сравниваются с нормой.

Развитие годовалого ребенка предполагает: рост девочек 69-79 см, рост мальчиков 71-80 см. Вес девочек 7-11,5 кг, вес мальчиков –7,7-12 кг. Это усредненные данные для ребенка в 1 год, представлены в ознакомительных целях, возможны некоторые отклонения от нормы. Только педиатр может определить, насколько они допустимы.

Родителям рекомендуется периодически фиксировать измерения. Предполагается, что в первые полгода младенец вырастает на 15 см, после этого темпы становятся ниже. Рост ребенка в 1 год составляет 70-80 см, и это норма. У высоких мамы и папы, дети вытягиваются сильнее. Если у родителей не большой рост, то, вероятно, это передастся малышу. Наследственность играет большую роль.

Если в период беременности женщина употребляет спиртное, то это порой оборачивается значительным отставанием в росте, а также в развитии плода. В свою очередь, прием нужных витаминов и правильное питание при беременности ведет к нормальной скорости роста.

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Если ребенок в 1 год отстает в росте, чаще предлагайте ему такие продукты: мясо, рыба, молочка, фрукты, овощи, зелень, яйца, каши злаковые. Сделайте его питание полезным, сбалансированным – это важно при развитии годовалого ребенка. Каждый новый продукт вводите с осторожностью. Малыш отстает в росте или существенно обгоняет сверстников? Это может являться симптомом болезней поджелудочной или щитовидной железы, надпочечников. Не игнорируйте проблему.

Считается, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, набирают вес активнее грудничков. Возможно незначительное отклонение в любую сторону, это не повод для волнений. При значительном отклонении от нормы необходима консультация с педиатром.

В чем может быть причина отклонения в развитии годовалого ребенка? В первую очередь: неправильный режим питания. Матерям детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо убедиться, что младенец наедается. Если это не так, то в рацион необходимо добавление смесей. Ребенок всерьез отстает в весе и при правильном, сбалансированном питании? Посетите врача – подобные отклонения могут быть причиной заболеваний.

Навыки, присущие большинству годовалых детей:

  • пытается вставать на ноги, ходить;
  • может сделать несколько шагов без поддержки взрослого или пройти несколько метров;
  • бежит, держась за руку взрослого;
  • карабкается и залезает на диван, кресло;
  • поднимается на горку или лесенку с помощью взрослого;
  • произносит простые слова;
  • играть в простые игры.

Несмотря на то, что ребенок только учится ходить, ему по силам и иные действия. Пример: нести игрушки, идти и толкать или тянуть что-то.

Малыш теперь умеет бросать предметы, и нередко демонстрирует этот навык. Иногда ему доставляет удовлетворение процесс бросания, а иногда он пытается понять, куда она закатится.

Ребенок, которого учили есть самостоятельно, уже ближе к году может уверено держать чашку, перекладывать ложку из руки в руку. Он учится сам разуваться и обуваться, зачерпывать воду из ванной, водит карандашом по бумаге, открывает дверцы шкафов.

Ребенку 1 год

Он проявляет интерес к тому, что находится рядом, и к тому до чего сложно дотянуться. Движимые любопытством, дети взбираются туда, откуда не могут слезть своими силами. Крохе проще взобраться наверх, чем слезть, и высота может обернуться неожиданным страхом.

Малютке интересны новые звуки, предметы. Он стучит ложкой по миске, проводит эксперименты с голосом, подражает окружающим.

Ранний подъем происходит в 6.00-7.00, а поздний в 8.00-9.00. Каждая мама и ребенок придерживаются в этом вопросе времени, которое им более комфортно. Через пол часа после пробуждения наступает время завтрака, однако до этого нужно уделить время умыванию, зарядке.

Через три часа ожидается второй прием пищи, и до этого маме и ребенку следует совершить прогулку или просто заняться развивающими играми. После второго приема пищи следует дневной сон. Далее полдник, игры или прогулка, второй дневной сон. Около 19.00 рекомендуется поужинать, после чего перейти к вечернему купанию, воздушным ваннам. К 21.00 следует быть готовыми к ночному сну.

Повторяйте все эти действия в определенное время, не внося без серьезной причины изменения в график. Введите свой ритуал, вроде сказки на ночь и обязательного поцелуя перед сном.

Ребенок не желает спать днем? Приучите его к поощрению после дневного сна в виде того, что ему нравится: какая-нибудь вкусность или легкие шалости. Запомнив, что после сна последует что-то интересное, он охотнее на него согласится.

Старайтесь избегать строгого режима для крохи, расписывая по минутам весь день. Берите во внимание перемены в его настроении, самочувствии. Если это желательно, то отойдите от строго запланированного графика. По мере взросления чада, его режим в любом случае придется корректировать.

Постепенно вводите дополнительные нагрузки, исключайте неактуальные. Обычно увеличивается время для прогулок и развивающих занятий, и уменьшается для дневного сна и так далее.

Рекомендуется соблюдать простейшую последовательность: сон ночью, завтрак, бодрствование с играми или прогулкой, дневной сон, прогулка, игры, принятие пищи, купание, отход к ночному сну. Режим дня важен для малыша: ему будет достаточно времени на отдых и бодрствование. Так он будет меньше уставать, и значительно уменьшатся поводы для капризов.

Вес мальчиков 8900 — 11600 кг
Вес девочек, кг 8500 — 10800 кг
Рост мальчиков 72,3 — 79,7 см
Рост девочек 71,4 — 78,5 см
Окружность головы мальчиков 44,5 — 48,6 см
Окружность головы девочек 43,5 — 47,3 см

Все малыши разные. Мальчики, как правило выше девочек. На фото малыши в годовалом возрасте. Они не только растут индивидуальными темпами, у каждого из них неповторимый характер.

В 12 месяцев психика малыша развивается высокими темпами. В этом возрасте мальчик или девочка бодрствует большую часть времени днем. Кроха может уже несколько минут концентрироваться на интересном занятии, например, во время какой-то игры с мамой. Любые занятия с сыном или дочкой сейчас нужно проводить только в форме игры.

Психологи утверждают, что именно к 12 месяцам у маленького человечка на основе общения с родителями формируется доверие или недоверие к окружающему миру. Если общение с мамой доверительное и позитивное, карапуз чувствует себя комфортно и в безопасности. В противном случае ребенок становится замкнутым, не может доверять взрослым, часто капризничает.

В начале второго года жизни у детей активно развивается познавательное и сенсорное развитие. Кроха оценивает форму и текстуру предметов на ощупь, трогает их, изучает, пробует на вкус. Во время игры мама должна предлагать ему новые игрушки, давать подсказки, всячески направлять свое чадо, заинтересовывать.

Проверить, нормально ли развивается ваше чадо с психологической точки зрения можно путем проведения несложных тестов. Для этого сделайте следующее:

  • Возьмите несколько кубиков и покажите сыночку или дочке, как построить из них башенку. При необходимости повторите действие несколько раз. Кроха должен уметь поставить один кубик на другой.
  • К 12 месяцам карапуз должен уметь пользоваться сортером (вкладывать геометрические фигуры в соответствующую рамку). Мальчик или девочка также должен надевать кольца на пирамидку.
  • Годовалый ребенок не всегда может сложить пирамиду правильно. Оценивать размер колечек и правильно надевать их на стержень детки учатся только к двум годам.
  • В 1 год и 1 месяц маленький непоседа должен уметь кушать ложечкой, стараться пить из чашки.
  • Оцените такой навык своего чада, как умение самостоятельно снимать носочки или шапочку.

Родители должны помнить, что психическое развитие напрямую зависит от физического. Играйте с крохой чаще, занимайтесь с ним активными играми, гуляйте на улице, водите его на детские площадки. Это поможет наладить доверительные отношения и воспитать полноценную и здоровую личность.

Физиологические изменения

Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.

У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:

  • Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.
  • Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
  • Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.

К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.

Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:

  • Ходить по ступенькам с помощью взрослых.
  • Спускаться с дивана, кресла или кровати.
  • Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
  • Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
  • Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.

В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.

Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.

Сколько должен весить ребенок в 1 год? В 12 месяцев карапузы обычно набирают вес, втрое больше того, с которым родились. С этого возраста темпы прибавки веса уже замедляются, если сравнить их с первыми шестью месяцами жизни. На стопах все еще присутствуют жировые подушечки, и они остаются плоскими. Изгиб появится уже скоро после того, как кроха начнет ходить.

Что касается физического развития малышки, нужно отметить, что в среднем за двенадцатый месяц жизни дети набирают около 300-350 г, а рост их увеличивается на 1-2 см. Окружность головы и груди увеличивается приблизительно на 5 мм. Каждый кроха развивается индивидуальными темпами, но несмотря на это, врачи пользуются специальными таблицами, в которых обозначены верхние и нижние границы физических показателей детей в том или ином возрасте. Предлагаем рассмотреть эти показатели для мальчиков и девочек в таблице.

Параметры Мальчики Девочки
Вес в кг 7.5-12 7-11
Рост в см 74-79 65-78
Окружность головы в см 43-48 41-46
Обхват грудины в см 45-53 46-51

Напомним, что значения в таблице средние. Если рост или вес вашего чада немного отличается от нормы, не стоит бить тревогу. Например, у крупных родителей часто рождаются крупные дети. Вес во многом зависит от питания и подвижности. Если ваш педиатр не видит повода волноваться, не пытайтесь найти какие-либо изъяны в развитии мальчика или девочки самостоятельно.

Для проверки родители могут воспользоваться очень простыми тестами в домашних условиях. Для этого нужно оценить такие параметры:

  • При нормальном развитии ребенок в 1 год и 1 месяц должен уметь стоять, делать несколько шагов, держась за мамину руку, ползать.
  • Использует хотя бы один жест при общении со взрослыми, например, кивает головой в знак согласия.
  • Карапуз выполняет элементарные просьбы родителей, например, приносит игрушку, бросает мяч, подходит к вам.
  • В речи присутствует хотя бы одно слово.
  • Важно, чтобы к этому возрасту появились первые зубки или наблюдаются симптомы их скорого прорезания.

Если малыш не проходит эти элементарные тесты и вас что-то насторожило, лучше проконсультироваться со специалистом. Чем раньше будут выявлены те или иные отклонения, тем больше шансов на их успешную коррекцию.

В среднем, к году темп роста – 1,5 сантиметра в месяц. После наступления 12 месяцев темпы замедляются. Скорость увеличения веса в этом возрасте – 350 граммов в месяц. Приблизительно рост годовалого малыша составляет 72-77 сантиметров, а вес – 10-11 кг.

Для мальчиков

По данным отечественных педиатров, рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 сантиметров, а вес – от 8,9 до 11,6 килограммов. Окружность головы в норме – 45,3-48,6, груди – 46,1-52,5. По данным ВОЗ, эти значения колеблются в несколько большем диапазоне.

Для девочек

Рост варьируется в пределах от 71,4 сантиметров до 78 см, вес – от 8,5 до 10,8 см. Окружность головы – 44,2-47,3 см, груди – 46,3-51,4 см.

Речевые особенности

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов — «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.

Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:

  • Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
  • Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
  • Понимает слова «нельзя», «да», «можно».

Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.

Как выглядит ребенок в год

Годовалый малыш уже значительно меньше похож на младенца, его пропорции больше напоминают детские.

Кроха празднует первый день рождения

Кроха празднует первый день рождения

Несмотря на то, что темпы роста и веса замедляются, облик годовалого ребенка все еще активно меняется. Малыш становится более бодрым, поэтому большая часть энергии не откладывается в жир, а сжигается. Появляются у двенадцатимесячного ребенка зубы. Их количество колеблется в пределах от 6 до 12 или даже больше.

Внимание! Хотя малыш уже способен уверенно лежать на животе и самостоятельно ползать, важно понимать, что каждый ребенок индивидуальный.

Мальчики традиционно в среднем более крупные, чем девочки. Но конкретная малышка может быть и больше, и тяжелее малыша аналогичного возраста. Это не должно вызывать беспокойства. Мышцы ребенка уже достаточно окрепли, чтобы он мог стоять с поддержкой и подниматься по лестнице с помощью родителя. Годовалые дети очень любят залазить на вершины, поэтому нужно позаботиться об их безопасности.

Формирование личности годовалого чада происходит активными темпами. В этом возрасте кроха уже может:

  1. Открывать и закрывать двери, ящички в шкафах.
  2. Складывать вещи в коробку.
  3. Бросать мячики и катать их по полу.

В этом возрасте кроха активно подражает действиям взрослого, хотя временами может его и не слушаться. Годовалые дети продолжают тянуть все в рот, чтобы узнать вкус вещей.

Годовалый малыш общается

Годовалый малыш общается

В этом возрасте активно развивается речевая и эмоциональная сфера. Ребенок может смеяться, пугаться, плакать. Формируется и мимика. Дети умеют осмысленно говорить простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов (мама, папа, кака, баба и другие). Ребенок достаточно неплохо понимает интонацию взрослых и некоторые произносимые ими слова. Малыш учится мычать еще раньше, но к этому возрасту интонации обретают конкретную смысловую окраску.

Важно! У ребенка формируются первые навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пить из чашки, раздеваться. Когда это целесообразно, нужно поощрять попытки делать это.

Когда у ребенка 1 год исполняется, случается кризис. Он выражается в первых попытках сепарироваться от родителей. Временами малыш ведет себя довольно упрямо, до получения нужной порции внимания. При этом ребенок сильно эмоционально реагирует на замечания взрослых.

В 12 месяцев появляются следующие возрастные новообразования, описывающие, почему возникает кризис одного года:

  1. Ходьба. Когда ребенку 1 годик, он учится ходить. Это открывает новые возможности перед малышом, поскольку он может брать в руки необходимую вещь и совершать с ней какие угодно действия. Особенно привлекательными для крохи становятся предметы, которыми пользуются взрослые. Но часть из них могут быть опасными, поэтому родители запрещают пользоваться ими. Для крохи такие предостережения – команда действовать наоборот. Ребенок учится понимать свои желания и добиваться целей.
  2. Автономная речь. Кроха потихоньку переходит от лепета к реальным языковым конструкциям. Но пока ребенок не научился говорить, как взрослый, его нередко не понимают. Это вызывает негативную эмоциональную реакцию у малыша, которому исполнился годик.
  3. Мотивирующие представления. Когда крохе один год, он обретает способность формировать в воображении образы и действовать в соответствии с ними. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Малыш становится менее зависимым от сиюминутных стимулов. Когда крохе исполняется один год, значительно сложнее отвлечь ребенка каким-то предметом, поскольку дите будет действовать в соответствии со своими целевыми конструктами.
  4. Представление о себе. Еще со второго полугодия жизни появляется способность воспринимать свои действия как причину полученных результатов, так формируется Я-образ. Малыш начинает узнавать себя в зеркале. Например, если на лоб годовалого мальчика или девочки надеть повязку и показать ребенку его отражение, кроха может отметить это и постараться снять отрицательный, по мнению чада, предмет. То есть малыш способен выполнять действия, направленные на себя. Это же поведение проявляется и при общении со взрослыми. Дите старается копировать действия других людей в данном возрасте.

Важно! Ребенок может быть в группе риска аутизма, если он плохо имитирует жесты (например, ладушки), избегает зрительного контакта и не реагирует на появление взрослого.

К 12 месяцам слух и зрение должны пройти последнюю стадию развития. Уже в конце девятого месяца кроха видит почти так же, как взрослые. В годовалом возрасте его привлекают яркие и контрастные цвета. Малыш умеет определять расстояние до объекта, способен отличить близкие предметы от далеких, узнает знакомые лица.

При этом у него еще недостаточно развито умение координировать зрение и работу мышц. Он может не понимать, куда деть руку или ногу, и из-за этого выглядеть достаточно нелепо. Это пройдет со временем.

Если вы хотите помочь своему чаду в развитии речи, можно провести такие простые занятия:

  • Во время чтения книжки показывать карапузу картинки и задавать элементарные вопросы, например, «где кошечка»?
  • Старайтесь чаще разговаривать с малышом, читайте ему потешки, сказки, стихи.
  • Ни в коем случае не «сюсюкайте». Мальчик или девочка должны слышать четкую и внятную речь.
  • Для хорошего развития речи играйте в игры, подразумевающие артикуляционную гимнастику (надувание шарика, произношение различных звуков, показывание языка, складывание губ в трубочку и прочее).
  • Ежедневно делайте крохе массаж пальчиков.
  • Выполняя различные вещи по хозяйству, озвучивайте свои действия. Например, «я мою посуду», «я вытираю пыль», «я накрываю на стол».

Если вы видите, что сын или дочка чем-то заинтересованы, рассказывайте об этом как можно больше, неважно, машины это, природа, животные или что-то другое.

Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:

  • Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.
  • Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
  • Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
  • Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
  • Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
  • Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
  • Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
  • Перекладывание предметов из одной руки в другую.
  • Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
  • Берет игрушки указательным и большим пальцами.
  • Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
  • Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
  • Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
  • Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
  • Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
  • Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.

что умеет ребенок в год

Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.

В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.

Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.

Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.

Игрушки для годовалого ребенка

Речь крохи в этом возрасте зависит от ранее проведенной подготовительной работы родителей и прочих членов семьи. Лепет и гуление подготавливает артикуляционный аппарат к более сложным действиям, а знакомство крохи с предметами ближнего окружения пополнило его пассивный словарь.

Ребенок в 1 год знает значение многих слов, в его активном словаре присутствует 15-20 из них. Постепенно он прибегает к речи, как к средству общения. Некоторые дети правильно произносят слова: баба, мама, ляля. Некоторые лепечут: па, бах, ма или частично произносят слова («нельзя» звучит, как «зя» и т.д.). Другие подражают животным, окружающим звукам: «ав-ав», «му-му», «би-би» и т.д.

В один год начинает формироваться личность

Уже можно определить, имеются ли у крохи речевые трудности. Специалист сразу определит их. Характерная особенность годовалого малыша: подражание взрослым. Он пытается повторить знакомые слова и те, которые ранее не слышал.

Наиболее активное подражание происходит к полутора годам. Не сюсюкайте с малюткой: давайте пример правильного произношения слов.

Годовалый ребенок понимает много слов: определения разных действий, окружающих предметов и объектов, увиденных на картинках. Поддерживайте этот интерес, демонстрируя понятные ему картинки. Комментируйте иллюстрации крохе, высказывайтесь простыми словами. Обозначайте предмет одним постоянным словом, дабы смысл не был потерян для ребенка в потоке множества слов взрослого. Пример: трава пусть остается травой, а не растениями, зеленью и так далее.

Уже к полутора годам активный словарный запас крохи может достичь 30 слов. Стремясь подражать, малютка активно увеличивает свой словарный запас глаголами и наречиями. К двум годам могут появиться и прилагательные или местоимения.

В магазинах представлен широких ассортимент игрушек. Как выбрать из всего этого многообразия. Усвойте, что много – не значит хорошо. Более того, большинство по-настоящему нужных в этом возрасте игрушек вы можете сделать сами. Однако обсудим покупные варианты.

Карапузы до двух лет зачастую тянут в рот все что видят, поэтому товары, предназначенные для них, должны соответствовать ряду требований по безопасности. Предпочтительней натуральные материалы (лучше выбирать дерево), отсутствие вредных красителей, каких-либо запахов. Игрушки должны быть без острых углов, доступных мелких деталей.

Каждая игрушка для годовалого ребенка – не просто способ развлечения, но и средство обучения, развития.

Подразумеваются игрушки, которые тянут и толкают (машинки, тележки), на чем катаются, и на чем ездят. Выбирая любые крупногабаритные игрушки для малютки, позаботьтесь о том, чтобы она были устойчивыми и обладали элементарными механизмами.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц

Мяч необходим любому малютке, чтобы развить ловкость. Первое время дети катают его по полу со взрослым, потому пытаются отбить ножкой, а после двух лет ловят и кидают сами.

С года совершенствуется пинцетный захват разных небольших деталей. Формирование навыка позволяет интенсивнее развиваться отделу головного мозга, который отвечает за речь.

Сортер

Каждому крохе будет полезен сортер. Имеются ввиду коробочки или прочие игрушки с отверстиями, позволяющими малышу проталкивать небольшие предметы определенной формы. Во время этого развлечения он будет учиться определять различия в форме и величине предметов. В раннем возрасте эти свойства являются ключевыми для малютки. Они начинают познавать цвета, но не воспринимают их как отличительные признаки.

Пирамидка

Купите простейшую пирамидку, обладающую несколькими кольцами основных цветов. Когда кроха научиться нанизывать их, то можно предложить более сложную игрушку с деталями разных размеров.

При достижении годовалого возраста режим ребенка понемногу меняется. Помните, что, несмотря на всю его активность, он еще не достаточно силен, поэтому довольно быстро наступает усталость.

В его комнате должен регулярно циркулировать свежий воздух. В прохладное время года спальня должна проветриваться несколько раз. Независимо от времени года, малышу необходимо бывать на прогулке ежедневно, минимум по два часа. Не катайте его только на коляске, он должен периодически прогуливаться пешком.

В первых полгода он питался исключительно молочными смесями или материнским молоком, однако к году его рацион должен существенно разнообразиться молочными кашами, фруктовыми и овощными пюре, паровыми котлетками, печеньем, тушенными овощами, творогом и прочим.

В это время у ребенка появляются первые зубы, он учится пережевывать еду. Это не является знаком того, что он готов полностью перейти на «взрослую» пищу. Пока ему приходится готовить еду отдельно от прочей семьи. Подавайте детские блюда в перетертом или мелко нарезанном виде.

С какими продуктами пора знакомить годовалого карапуза: куриные или перепелиные яйца, гречневая и овсяная каша, макароны, картофель, сырые и отварные овощи, молочные супы, отварное мясо, сливочным маслом, хлебом, печеньем. В некоторые блюда добавляйте измельченную зелень – петрушку, укроп, зеленый лук.

В год ребенку запрещается предлагать жареные блюда – ему походят лишь вареные, запеченные на пару. Непременно протирайте твердые овощи и фрукты, вроде яблок, моркови. Дыню, арбуз, банан допустимо просто нарезать на небольшие кубики. Сливы, вишню, абрикосы желательно подавать в отварном виде – пюре, компот.

Пока детский желудок совсем мал, а вот энергии у малыша предостаточно, поэтому необходимо частое кормление небольшими порциями. За сутки он должен поесть пять раз: завтрак, обед, полдник, ужин и на ночь печенью с кефиром или другая простая еда. К полутора годам можно будет переходить к четырехразовому питанию, отменив прием еды перед сном. У ребенка плохой аппетит? Может помочь красиво поданная пища, яркие тарелочки, интересные салфетки и прочие аспекты, привлекающие внимание.

Годовалому карапузу нужно спать примерно 13-14 часов в день. Для ночного сна достаточно около 11-12 часов. Днем продолжительность сна составляет около 2-3 часов. Индивидуальные потребности детского организма определяют время бодрствования. Зачастую достаточно около 4 часов бодрствования, но некоторые крохи не хотят спать гораздо дольше.

В год многие дети хотят спать лишь раз, но такой ритм способны выдержать не все. Гораздо комфортнее для годовалых чад сон дважды в день примерно по полтора часа. Второй сон может быть короче. Для детей, спящих ночью 12 часов и более, подходит один дневной сон, продолжительность которого должна быть не меньше 2-х часов.

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.

Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.

Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.

Режим дня для годовалого малыша должен составляться родителями в зависимости от индивидуальных особенностей их чада. Одни дети спят больше, другие меньше, кто-то засыпает в 9 часов вечера, а кто-то может бодрствовать и до полуночи. Для карапуза в 1 год и 1 месяц режим дня может иметь такой распорядок:

  • 7:00 – пробуждение.
  • 7:30 – первое кормление (грудное молоко, смесь или прикорм).
  • 8:00 – умывание.
  • 8:15 – время бодрствования и игр.
  • 9:30 – зарядка.
  • 10:00 – второй завтрак.
  • 11:00 – прогулка.
  • 13:00 – обед.
  • 14:00 – дневной сон.
  • 16:00 – пробуждение и период бодрствования.
  • 17:00 – прием пищи.
  • 18:00 – прогулка.
  • 19:00 – ужин.
  • 20:00 – занятия с родителями, игры.
  • 21:00 – прием пищи.
  • 21:30 – вечерние гигиенические процедуры и укладывание спать.

Напомним, что это лишь приблизительный режим дня для годовалого ребенка.

Начало

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

  • Уверенно стоять без поддержки;
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить);
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать);
  • Ползать по лестнице вверх и вниз;
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого;
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения;
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Какие игрушки нужны в возрасте от 1 до 2 лет

Процесс развития детей – сугубо индивидуальное явление, да и в последнее время оно проходит несколько медленнее, чем 10-20 лет назад. Нормы установлены лишь статистически, поэтому есть много детей, которые созревают позже описанных сроков. В целом, в 1 год ребенок может следующее:

  1. Стоять, держась за опору;
  2. Сидеть;
  3. Повторять простые действия за родителями;
  4. Делать первые шаги;
  5. Строить башни, пирамидки небольшого размера;
  6. Зачерпывать воду;
  7. Тереть предметы.
Ребенок плачет

Ребенок плачет

Программа развития в 1 год. Первый день рождения. Умения и навыки годовалого малыша, особенности ходьбы ребенка. Формирование речи активной, словарный запас, пассивный запас слов, понимание инструкций. Основные умения в 1 год: приучение к горшку, кружке, ложке, опрятности. Когда необходимо насторожиться родителю?

Показания для обращения к неврологу. Какие нарушения чаще всего пропускают в этом возрасте? Признаки задержки речевого, психоречевого развития, нейросенсорной тугоухости. Как не пропустить аутизм? Кому показаться, если походка на “носочек”? Специалисты, осматривающие ребенка в 1 год. Заключение комиссии в 1 год.

1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | 7 месяц | 8 месяц | 9 месяц | 10 месяц | 11 месяц

В 12 месяцев кроха очень активный. Про этот возраст часто говорят, что он ни минуты не сидит на месте. Большинство малышей начинает ходить. Сейчас им как никогда нужна мамина поддержка, ведь этот навык только начинает усовершенствоваться. Рассмотрим, что еще умеет карапуз в 1 год и 1 месяц:

  • Залезать на диван.
  • Взбираться по ступенькам.
  • Садиться и самостоятельно вставать из положения сидя.
  • Брать крупные и мелкие предметы обоими руками.
  • Строить пирамиду и собирать башенку.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами, например, пуговицу иди шарик.
  • В 12 месяцев многие малыши еще молчат. Это не является патологией. В среднем годовалый ребенок произносит около 10 простых слов. При этом сын или дочка часто путает слоги местами, малыш использует одно слово для обозначения сразу нескольких предметов.
  • Кроха в этом возрасте уже умеет различать такие слова мамы и папы, как «нельзя», «стой», «возьми» и некоторые другие.
  • Маленький непоседа старается помогать маме. Он может выполнить такие элементарные действия, как поставить тарелку на стол, разложить приборы.
  • Строить башенки из кубиков, а затем разрушать их, бросать игрушки.

В 1 год и 1 месяц карапуз уже интересуется ролевыми играми с родителями. Мальчик или девочка умеет положить куклу спать, покормить зверушек, поставить машинку в гараж и так далее. Если в комнате заиграет музыка, ребенок с удовольствием танцует. Кстати, в этом возрасте у него уже есть любимые треки. Годовалый карапуз знает предназначение многих предметов. Например, взяв в руки расческу он стремится расчесать волосы. Тряпочкой он протирает пыль, ложкой кушает.

В 12 месяцев начинает активно развиваться долгосрочная память. Малыш способен запоминать события, которые произошли несколько дней назад. С каждым днем маленький непоседа становится все более самостоятельным. Он уже умело орудует ложкой, старается надеть обувь, умеет пить из чашки. На этом этапе у сына или дочки уже формируются вкусовые пристрастия. Какие-то продукты он кушает с удовольствием, а от какой-то пищи категорически отказывается, капризничает.

Для совершенствования навыков важны не только различные упражнения, но и занятия с игрушками. Они помогают карапузу развить эмоциональную и физическую сторону. Игрушки развивают воображение, фантазию и другие умения. В арсенале годовалого малыша должны быть такие игрушки:

  • Набор кубиков. Они могут быть обычными или с изображением цветов, животных, цифр, букв. Из них можно складывать башню или строить целые замки.
  • Полезно маленькому непоседе будет заняться игрой с сортером. Вкладывая один предмет в другой, такой же формы, кроха быстрее освоит различные геометрические фигуры.
  • Пирамида с небольшим количеством колец. В 1 год и 1 месяц будет достаточно купить пирамидку с четырьмя кольцами.
  • В арсенале нужно иметь стаканчики, коробочки различного размера. Ребенок будет складывать их один в один, по принципу матрешки.
  • Для улицы купите различные машинки, каталки, ведерко с лопатками.
  • Для девочек нужно купить кукол или мягкие игрушки. Кормите их, укладывайте спать вместе с дочкой.
  • Резиновые игрушки для занятий во время купания.
  • Игрушечный телефон. Сын или дочка будет стараться подражать разговорам родителей, что поспособствует быстрому развитию речи.
  • Различные музыкальные игрушки и интерактивные панели.

Во время игры не старайтесь давать своему чаду большое количество игрушек. Это приведет к тому, что они быстро наскучат ему. Он должен уметь играть с одним или двумя предметами.

Старайтесь давать крохе один или два предмета, а остальные спрячьте. Позже надоевшие игрушки можно убрать, а спрятанные достать. Если вы находитесь в гостях, обратите внимание, что заинтересовало вашего карапуза. Вы сможете пополнить и свой запас такими игрушками.

Питание

В возрасте одного года малыш почти не питается грудным молоком или смесью. Обычно кормление приходится на раннее утро и поздний ужин. Все остальные приемы пищи – это взрослый рацион, адаптированный под ребенка. Также в магазинах продается готовое питание, приспособленное под особенности организма годовалого ребенка.

Состав таких продуктов разный: мясные и овощные пюре, детское печенье и другие. Количество приемов пищи такое же, как и у взрослых: завтрак, утренний перекус (при необходимости), обед, полдник и ужин.

Длительность сна годовалого ребенка составляет обычно около 14 часов. Ночью кроха спит около 12 часов, длительность дневного сна – два часа. Время бодрствования всецело зависит от индивидуальной потребности организма малыша в один год.

Таким образом, 1 год – это период, когда маленький человечек перестает быть младенцем и вступает в новый период своей жизни.

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как:

  • яйца;
  • макароны;
  • кашами (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная);
  • нежирными сортами мяса, рыбы;
  • овощами (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор);
  • фруктами (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос);
  • хлебом, сухариками, бубликами, печеньем;
  • сливочным, растительным маслом;
  • молочными и кисломолочными продуктами (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко);
  • зеленью (укроп, петрушка).

Ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

  • 09:00 — молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 — суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 — творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 — картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 — грудное молоко или кефир.

Психическая сфера развития

Развитие годовалого ребенка предполагает появление большой активности. Малыш стремится познать новое, он открыт к исследованиям, новым открытиям. Также это время первых психологических кризисов.

Кроха понемногу осознает себя самостоятельным человеком, отделенным от мамы. Открывая свое я, он пока не способен физически осуществить все то, что осознал психологически.

Если ребенок в 1 год познает что-то новое, это не всегда приводит к радости – познания порой оборачиваются сбоем в поведении, капризам, раздражительности, истерике.

Физическое и физиологическое развитие

По мнению психологов, на этом этапе истерики допустимы. Как помочь ребенку взять себя в руки? С помощью ласки, добрых слов.

Характерная черта для кризиса одного года: освоение речевого действия. Ранее организм крохи регулировался биологической системой, которая теперь находится в противоречии с вербальной ситуацией, основанной на приказах со стороны взрослых или внутренних мотивов. В итоге ребенок в 1 год лишается системы, дающей возможность ориентироваться в окружающем мире.

Другая характеристика кризиса: общий регресс деятельности малыша. Попросту говоря – обратным развитием, примитивными эмоциями.

Какие еще нарушения случаются при кризисе:

  • нарушение в процессах сна и бодрствования;
  • нарушение в удовлетворении витальных потребностей, вроде голода;
  • угрюмость, плаксивость.

Кризис не считается острым.

Мелкая моторика

Что же должен уметь карапуз? Важный критерий, по которому оценивается нормальное развитие малышей на втором году жизни, это мелкая и крупная моторика. Сейчас важно оценить, умеет ли карапуз ходить, ползать, приседать, взбираться на кресло или диван, заползать на ступеньки.

Развитие крупной моторики:

  • Прыжки на месте. Возьмите свое чадо подмышки или за ручки и попрыгайте вместе с ним. Можно делать это под музыку.
  • Залезание на кресло и спускание обратно. Завлечь сына или дочку можно с помощью личного примера или любимой игрушки.
  • Преодоление препятствия. Положите игрушку перед ребенком, а на пути к ней разместите любое препятствие, например, свернутое полотенце или небольшую подушку. Мальчик или девочка должны уметь преодолеть предмет.
  • Занятия с мячом. С мячом можно придумать множество занятий (катать, бросать, пинать). Покажите сыну или дочке, как нужно это делать. Малышу непременно придутся по вкусу такие игры.

Фото

Не меньшее внимание следует уделять также развитию мелкой моторики.

Для развития мелкой моторики мама может предложить своему непоседе такие занятия:

  • В 1 год и 1 месяц нужно начинать рисовать карандашами и фломастерами. Пусть сейчас рисунки будут напоминать непонятные линии, но это принесет большую пользу развитию навыков мальчиков или девочки.
  • Рисование красками. С этой целью можно использовать акварель или пальчиковые краски.
  • К этому возрасту уже нужно осваивать такое увлекательное занятие, как лепка из пластилина. Предложите малышу потрогать пластилин, помять его. Покажите, какие фигурки удается слепить.
  • Для развития мелкой моторики карапузу будет полезно перекладывать мелкие предметы (пуговицы, фасоль, орешки) из одной мисочки в другую. В годик малыш должен уметь брать мелкие предметы пальчиками или пинцетом.
  • Купите своему чаду игрушку-шнуровку. Самостоятельно зашнуровать ее кроха вряд ли сможет, а вот поиграть с ней будет весьма полезно.
  • Если нет подходящих игрушек, возьмите обычную пластиковую бутылочку и предложите маленькому непоседе открутить и закрутить крышечку. Это занятие, без сомнения, увлечет ребенка на несколько минут.
  • Для перекладывания мелких предметов можно воспользоваться игрушечным пинцетом или обычной прищепкой.
  • Полезными для развития мелкой моторики считаются различные интерактивные панели.

При возможности можно посещать с малышом различные центры раннего развития. Общение со специалистами и другими детьми поможет крохе скорее освоить элементарные навыки и умения.

Одно из самых действенных занятий. Игра позволяет развивать «щипковый» и «пинцетный» захват, обеспечивает тренировку пальцам. Просто сварите яйцо!

Некоторые родители полагают, что ребенок в 1 год не справится с предложенной задачей. Он действительно может не сразу осознать, чего от него ждут – важно объяснить. Предложите складывать скорлупу на небольшую тарелочку – это повысит интерес к игре, придаст ей смысл в глазах годовалого малыша. Как это происходит?

Эта игра чем-то похожа на предыдущую, и от вас требует некоторой подготовки: приклеить на кубик небольшие кусочки скотча. Важно, чтобы краешки приклеенных полосок торчали в разные стороны, и у малыша была возможность схватить их. Больший интерес у ребенка в 1 год вызовет последующее приклеивание полосок на другой предмет – приготовьте его (например, лист бумаги).

Фото малыша

Очень полезное упражнение для мелкой моторики. Выберите небольшую игрушку или иной предмет, и заверните его в фольгу. Предложите крохе посмотреть, кто спрятался внутри блестящей упаковки. Предусмотрительно оставьте торчать маленький краешек фольги, чтобы ребенок мог ухватиться за него.

Игрушки для годовалого ребенка

Начало

  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно);
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно);
  • Составлять «башню» из кубиков;
  • Играться с игрушками: сортерами, машинками, мячиками, колясками;
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.);
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация);
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами;
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик;
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики;
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.;
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства, любовь: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку;
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки);
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу;
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа;
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека;
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку);
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать»;
  • Эмоционально играть с близкими в «ку-ку» и «ладушки»;
  • Подражать мимике взрослого;
  • Выражать свое недовольство с помощью мимики и эмоций (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого;
  • В ыражать недовольство в ответ на запреты и даже отказаться им следовать;
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы;
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами;
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.;
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова;
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками;
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок;
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой»;
  • Понимать слово «нельзя»;
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме;
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо);
  • Знает и реагирует на свое имя.

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

  • Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья;
  • Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки);
  • Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками);
  • Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем;
  • Некоторые малыши при одевании помогают себя одевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство;
  • Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

Полезные занятия для развития ребенка в год

Годовалый ребенок проявляет повышенный интерес к окружающему миру: поощряйте это. Зачастую в таком возрасте нет интереса к игрушкам, но присутствует заинтересованность в бытовых предметах, находящихся в пользовании взрослых. Если сын или дочь проявляет повышенный интерес к пустой кастрюле или пульту от телевизора, дайте им возможность удовлетворить любопытство. Речь не идет о предметах, опасных для здоровья – нож, аэрозоль, косметика и так далее.

Позвольте ему самостоятельно, без вашего участия выбрать игрушку для прогулки. Хочет сам надеть шапку или ботинок? Позвольте ему предпринять такую попытку. Давайте крохе больше выбора, считайтесь с мнением, которое он выражает.

У него что-то не получается, и это обстоятельство вызывает у него слезы и капризы – не спешите все делать вместо него, просто помогите ему советом. Например, он не может запихнуть кубик в отверстие для шарика – предложите ему другие варианты. Не может собрать пирамидку в нужном порядке? Разложите перед ним кольца в правильной очередности – ему будет проще сориентироваться.

К годовалому возрасту ребенок начинает активно ползать, преодолевать препятствия, взбирается по наклонной поверхности, может залезть на диван, делает свои первые шаги. Для получения дальнейших высоких результатов развития, необходимо приступать к выполнению первой зарядки. В этот период дети пытаются подражать окружающим.

Многие годовалые дети уже могут пользоваться столовыми приборами, сидя за столом. В отдельных случаях дети уже умеют накалывать на вилку кусочки еды.

К возрасту одного года карапуз уже может произнести несколько слов. Преимущественно они имитирующие или облегченные: ма-ма, ба-ба и так далее.

Дети способны различать названия определенных предметов, имена родителей. Им не составляет труда выполнить простые просьбы близких: показать кубик, сесть на стульчик и так далее. Обычно он смотрит в сторону предмета, о котором говорят или на человека, названного по имени. Называйте новые предметы, попадающие в его поле зрения – так ему будет проще выучить определения и ассоциировать их с определенными вещами.

Сложно научить счету годовалого ребенка, но в этом возрасте он сможет осознать значение слова «два». Пример: разложите перед ним парные вещи, вроде пары перчаток, и говорите: «два». Потом проделайте это с носками, игрушками. Постепенно он начнет понимать, о чем речь.

В год кроха понимает значение слов «нельзя» и «можно». Когда малышу что-то запрещают, он всячески показывает недовольство. Не принуждайте его заниматься тем, чего ему не хочется. Не требуйте, чтобы он взял карандаши и рисовал, если ему хочется покатать по ковру машинку. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, и принуждение к нежелательным делам могут спровоцировать капризы и негативные эмоции.

Будьте терпеливыми

По словам детских психологов, годовалые мальчики и девочки с интересом наблюдают за окружающими людьми, стремясь им подражать. Им уже ясно, что с разными людьми применяется разная модель поведения – это активно просматривается в их повадках. В присутствии малознакомых людей кроха стесняется, ведет себя сдержанно. С мамой или папой он позволяет себе капризы, и объясняется это просто: карапуз проверяет, готовы ли они любить его, вопреки поведению.

Основные навыки годовалого ребенка

Начало

В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:

  • Что должен уметь ребенок в годикНаблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.
  • При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
  • Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
  • Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
  • Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
  • Умеет самостоятельно садиться.
  • Пытается произносить слова (гулит).

Уход и режим дня ребенка в 1 год: сон, бодрствование, кормление, прогулки

Правильный уход за ребенком – это важный аспект в жизни маленького человечка. Кроху необходимо регулярно купать, подмывать, обучать выполнять гигиенические процедуры самостоятельно.

Кроме этого, нужно напоминать, что необходимо мыть ручки перед едой и после похода на улицу. Во время купания совмещайте приятное с полезным. Вряд ли найдется карапуз, которому бы не понравились игры в воде.

Режим дня

За 12 месяцев режим дня у деток меняется несколько раз. С каждым днем кроха взрослеет, и к 1 году и 1 месяцу спит значительно меньше, чем в полугодовалом возрасте. Для отличного самочувствия сына или дочки родителям важно правильно организовать сон и бодрствование младенца.

В распорядок дня годовалого мальчика или девочки входит множество интересных занятий, это активные и спокойные игры с родителями, занятия с игрушками, прогулки на улице, чтение книг, общение с животными и многое другое. Нельзя забывать также о необходимости массажа и гимнастики. Выполнять их лучше за час до сна или через час после пробуждения. Непоседа должен уметь выполнять элементарную зарядку (махи руками, приседания, наклоны).

В этом возрасте дети спят около 13-15 часов в сутки. Ночной сон занимает приблизительно 10-12 часов. Остальное время малыши спят днем. При этом днем кроха спит, как правило, дважды. Приблизительно в полтора года маленький непоседа будет спать уже один раз. Засыпать он должен уметь самостоятельно в своей кроватке.

Прогулки на улице

Гулять на улице с годовалым ребенком специалисты рекомендуют в любое время года и при любой погоде. Если ребенок здоров, нужно водить его на улицу дважды в день на несколько часов.

Утром лучше делать это после завтрака или второго завтрака, а вечером перед вторым сном. На время провождения на улице влияют погодные условия. Летом можно гулять дольше, а зимой меньше. Свежий воздух важен не только для здоровья, но и для хорошего эмоционального настроя.

Особенности питания

В 1 год и 1 месяц малыш должен получать пищу 5-6 раз на протяжении суток. При этом он уже должен уметь держать ложку самостоятельно. Между приемами еды должно пройти около 3-4 часов. Важно соблюдать режим. Поэтому кормить непоседу следует в одно и то же время. Не стоит допускать больших перерывов между приемом пищи.

Прикорм следует вводить постепенно. Для начала следует начинать с овощных и фруктовых пюре. В этом возрасте можно добавлять в рацион малыша мясо, рыбу, яйца в небольших количествах. После введения нового продукта мама должна внимательно следить за реакцией своего чада. Если у крохи болит животик или появились высыпания, с этим продуктом лучше повременить.

От сладостей пока лучше отказаться. В 1 год и 1 месяц организм крохи не готов принимать такие продукты, как шоколад, пирожные, конфеты. Если вы хотите побаловать сына или дочку сладким, предложите ему курагу или сушеные яблоки. Отказаться также следует от пищи быстрого приготовления, колбасок, соленых сыров и прочего. Даже если карапуз сильно просит, родители должны уметь отказать.

Возможные проблемы у ребенка в 1 год

Фото малыша в 12 месяцев

Воспитание детей – это сложный процесс, требующий от родителей серьезных усилий. В этот период нужно запастись терпением, ведь сейчас кроха еще многого не понимает, поэтому его поведение может казаться маме и папе сложным и непредсказуемым.

В годовалом возрасте могут возникнуть такие проблемы:

  • Сложности с засыпанием. Родители могут заметить, что с возрастом крохе засыпать становится тяжело. На это могут влиять многие факторы. Среди них нужно отметить чрезмерную активность ребенка в течение дня, прорезывание зубов и другое. Наберитесь терпения, ведь малыш капризничает не просто так, возможно, его действительно что-то беспокоит или он попросту переполнен эмоциями.
  • Кризис первого года жизни. В 12 месяцев у малыша наступает один из сложных периодов, который врачи называют кризисом или скачком роста. В этот период карапуз может проявить излишнюю капризность, отказываться от еды, плохо спать, не слазить с рук. Специалисты рекомендуют попросту пережить этот этап, ведь крохе сейчас тоже тяжело. Мама и папа должны поддержать свое чадо, показать, что они всегда будут рядом и помогут в случае необходимости.
  • Частые падения и травмы. Избежать этого неприятного момента не удается ни одному ребенку, ведь в этом возрасте инстинкт любопытства преобладает над инстинктом самосохранения. Родители должны адекватно относиться к падениям своего чада. Если вы видите, что малыш ударился не сильно, не спешите бежать к нему и хватать его на руки. Пусть он сам поднимется и постарается справиться со своей неудачей. Если же карапуз ударился и плачет, окажите ему помощь.

Доверительные отношения с ребенком – это залог развития успешной личности. Не ругайте своих детей. Старайтесь им помочь понять свои ошибки самостоятельно. Это поможет не только сохранить мир в семье, но и воспитать полноценного члена общества.

Рассмотрим три самых распространенных проблемы, о которых некоторые родители упоминают при достижении их ребенком годовалого возраста. Также определим, являются ли эти особенности действительно проблемами.

Согласно многочисленным данным ВОЗ и таблицам, размещенным в интернете, годовалый малыш должен выговаривать несколько слов. В последнее время все чаще родители беспокоятся о том, что их чадо так и не произнес первые «лепетные» слова к 12 месяцам. Обратите внимание, что по американским меркам, об этом не стоит волноваться до 2,5 лет, и многие успешно пользуются этим правилом, не мучая ни себя, ни малютку. Имеется повод для беспокойства, если у дитя отсутствует речь в три года.

Почему ребенок не говорит в обозначенные сроки – в год? У всех детей присутствуют индивидуальные особенности речевого аппарата. Один ребенок может заговорить в год, а другой в два, и уже в течение нескольких он способен даже обогнать сверстников в количестве выученных слов и фраз.

Также обращается внимание на условия, в которых растет чадо. Взрослые либо провоцируют, либо тормозят речевое развитие.

Обычно проблема не имеет отношения к нарушениям здоровья, поэтому даже не думайте о каких-либо медикаментах, если кроха не говорит в годик.

Также позднее речевое развитие может быть связано с тем, что постепенно исчезла культура пестования малютки, которые столетиями проводили бабушки и прабабушки во многих семьях. Нередко родные не ведут никаких бесед с маленькими детьми, заявляя, что «они еще не умеют разговаривать» – естественно это не способствует активному развитию речи.

Одно из наиболее значимых достижений карапуза к первому дню рождения – самостоятельная ходьба. Большая часть детей осваивает навыки ходьбы к этому возрасту, некоторые даже бегают, но это правило нельзя назвать безусловным. Есть ли повод для волнений?

Вспомните, в каком возрасте крохе покорились прочие навыки – ползание, сидение, переворачивание. Если прочие способности формировались позже, чем у сверстников, то и к ходьбе это тоже будет иметь отношение.

Определите, есть ли у малыша предпосылки к тому, чтобы начать ходить. Способен ли он сам становиться у опоры, шагать вдоль нее или за руку. Умеет и регулярно тренируется это делать – значит, беспокоиться не нужно.

Многие мамочки убеждены, что если малыш в год не садиться на горшок, то это значит, что время упущено, и он отстает в развитии. Обычно первыми начинают причитать бабушки и дедушки, которые растили детей, не имея одноразовых подгузников. Такое приучение к горшку молодым мамам даже не снилось, поэтому они не торопятся с отказом от подгузников, и правильно поступают!

Не стоит принимать за пример истории о восьмимесячных детях, которых высаживают на горшок. Они это делают, не потому, что действительно хотят, а из-за выработанного рефлекса. Если он сидит 20 минут на горшке и слушает «пись-пись», то естественно вскоре он «сделает дело». Но это не значит, что он захотел или попросился – родители просто пытаются поймать момент.

Просто дождитесь созревания его нервной системы, когда он будет в состоянии соединить цепочку: хочу писать, говорю маме, иду к горшку, снимаю штаны и делаю свои дела. Годовалый ребенок на это попросту не способен. Его можно лишь «знакомить» с горшком, объясняя его суть. Ругань и наказания ребенка, не стремящегося на горшок в этом возрасте недопустимы. Практически все дети начинают управляться с горшком к трем годам.

Проявление самостоятельности

В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.

Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.

Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.

Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.

Упражнения для первого шага

Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.

Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.

Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.

Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Энциклопедия знаний