Как научить ребенка складывать и вычитать в пределах 20: развивающие игры, упражнения для детей

Этап 2: Как научить ребенка сложению и вычитанию?

Когда все простейшие числа узнаны, можно брать приступом сложение и вычитание. Для этого необходимо уметь раскладывать число на элементы поменьше: 9 – это 3 тройки, 4 и 5, 6 и 3, 8 и 1. Чтобы узнать это, необходимо наглядно представить, поэтому в ход у родителя идут рисунки и терпение. Это только выглядит просто, а по факту нужно освоить около 40 комбинаций. Для детского ума это много. Чтобы научить ребенка считать в домашних условиях, необходимо проводить такие игры:

  1. Расселить число: нужно взять 9 солдатиков или других игрушек, и разделить их на два или три отсека. Так Вы наглядно покажете ребенку, что 9 делится на 3, что можно вычесть из него 6 или 2, и сколько останется в итоге. Каждое математическое действие с разделением нужно проговаривать. Далее предложите ребенку расселить игрушки: он тоже должен проговаривать числа и пояснять, сколько у него остается. То же самое проделывается с цветами, камешками, ракушками.
  2. Дополнить число: итак, для завтрака Вам нужно 6 яиц, а достали Вы всего два. Пусть ребенок вытащит из холодильника остальные яйца. В быту можно придумать еще много таких ситуаций: в магазине, в сборах в детский сад, по дороге домой.
  3. Дорисовать сказочных героев: у Белоснежки 7 гномов, однако нарисовано всего 2. Путь ребенок дорисует всех недостающих без подсказок.
  4. Играть в нарды: там необходимо слагать и вычитать, чтобы сделать ход и выиграть. Игра простая, а результаты дает отличные!

Когда эти навыки доведены до автоматизма, и ребенок уже без проблем определяет, сколько нужно положить яблок, если нужно 9, а есть 3, то самое время переходить к следующему этапу: сложению и вычитанию за пределами десяти. Для этого необходимо выполнить следующие действия (разбираем пример: 9 7):

  • Округлить самое крупное слагаемое до 10;
  • Выяснить, сколько еще нужно добавить к десятке из оставшихся единиц (раз 1 из 7 мы уже взяли, осталось всего 6);
  • Подсчитываем и делаем вывод, что во всех примерах 9 энное число результат будет идентичным: 10 (энное число – 1). Пример: 9  2 = 11; 9 4 = 13. Такая унификация примеров поможет быстрее перейти «счету в уме».

При вычитании десятка тоже играет главную роль: сначала все доводим до нее, а потом вычитаем остаток:

  • Чтобы из 15 вычесть 8, сначала нужно отнять 5, чтобы получить 10;
  • Далее у нас остается 3, и это число нужно вычесть из десяти;

Таким образом, мы всегда вычитаем число, стоящее перед десяткой, из того, которое нужно вычесть. Оставшиеся единицы просто вычитаем из десяти. Этот процесс необходимо повторять снова и снова, чтобы довести его до совершенства. Нужно повторять его вместе с ребенком в магазине, в общественном транспорте, на прогулке, подвергая счету все вокруг.

Польза от счёта в уме

Научить ребёнка быстро считать в уме необходимо, потому что от этого занятия идёт одна только польза, а именно:

  • формируется аналитический склад ума, благодаря чему идёт профилактика таких болезней, как слабоумие, маразм, болезнь Альцгеймера;
  • при походе в магазин или покупке билетов Вы можете быть уверены, что Вас не обманут на кассе;
  • человек, который быстро считает в уме, мгновенно принимает верные решения в трудных ситуациях, просчитывает, какие последствия могут быть, ищет лучшие вариации различных задач;
  • у ребёнка развиваются интеллектуальные способности, что положительно влияет на его самооценку и карьерный рост;
  • дети, которые быстро считают в уме, имеют хорошее развитие речи, мысленной реакции, способности принимать творческие решения.

Этап 3: Как научить ребенка считать «про себя» с помощью таблиц?

Следующим этапом являются всеми нелюбимые таблицы умножения, которые действительно очень помогают считать в уме сложные примеры. В школе выучить таблицу сложно, так как за урок такие вещи не делаются, а программа гонит учителей далеко вперед. Поэтому остается лишь упование на работу в домашних условиях.

  1. Изучение таблицы умножения в рифму. Всем известен хрестоматийный пример: «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Такие присказки можно придумать к любой проблемной комбинации. Например: «6 на 2 – 12 – я скажу Вам вкратце, 6 на тройку – 18 – это точно будет, братцы, а шестерка на 4 – это аж 24! 6 на 5 – всего лишь 30 – это в школе пригодится. 6 на 6 – аж 36, 6 на 7 – 42 – это правда, господа, 6 на 8 – 48, 6 на 9 в мире – 54». Стишок, который можно даже петь, осядет в памяти достаточно быстро и надолго.
  2. Использование визуальных эффектов. Тут все просто: приобретите раскраски, компьютерные тренажеры или программы в планшете. Рейтинг обучающих планшетов, кстати, перед Вами.
  3. Использование тестов. Повторение – мать учения, так что, кроме тестов, которые без проблем находятся по первой ссылке, нужно повторять выученные сведения в быту. Так Вы докажете ребенку, что они полезны. Покупая три пачки хлопьев, Вы можете высчитать, сколько денег придется отдать на кассе, и т.д.
  4. Поэтапность. Изучайте таблицы постепенно: начиная с меньшего и заканчивая большим. Все сразу запомнить очень сложно.
  5. Рисуйте примеры. Числа и цифры можно нарисовать, как и таблицу умножения. Пусть ребенок даст волю фантазии и облечет абстракции в образы.

Лучший возраст для начала обучения

Нужно не только знать, как научить ребёнка устному счёту, но и когда лучше начать это делать. Специалисты пришли к общему мнению, что самый благоприятный период для обучения устному счёту – это от 3 до 5 лет. В это время ребёнок легко осваивает лёгкие действия по арифметике (сложение и вычитание). В 5 лет ребёнок решает элементарные примеры и задачки.

Научить считать в уме школьника довольно просто. Главное, чтобы он знал таблицу умножения. Некоторые люди достаточно быстро умеют складывать, вычитать двузначные числа в уме. Другие молниеносно оперируют трёхзначными величинами. Специалисты не называют такую способность феноменом, а полагают, что это под силу любому человеку после соответствующих тренировок.

Следует выделить три важных аспекта:

  • способность концентрировать внимание и удерживать в краткосрочной памяти несколько объектов одновременно;
  • знание специальных алгоритмов, умение подобрать нужный в конкретной ситуации;
  • постоянные тренировки.

Как научить ребенка складывать и вычитать в пределах 20: развивающие игры, упражнения для детей

При организации упражнений на устные вычисления с дошкольником важно превратить процесс в игру и соблюдать все необходимые условия:

  • установить четкие правила;
  • создать атмосферу состязания – учиться в компании сверстников веселее и азартнее, чем в одиночку;
  • разработать систему поощрений за хорошие результаты.

Первый этап обучения ребёнка устному счету – усвоение расположения цифр. Примеры игровых заданий:

  • знакомство с понятиями «один» и «много» – счётным материалом могут быть кубики, палочки, любые игрушки;
  • соотнесение количества предметов с конкретной цифрой;
  • счёт порядковый и количественный;
  • изучение состава числа.

Перечисленные типы упражнений относятся к тренировочной составляющей навыка. Только при наличии успешного результата можно переходить к алгоритмам и занятиям на концентрацию внимания. Если ребёнок не умеет делать данные упражнения, ему надо повторить всё снова и продуктивно тренироваться.

Этап 4: Как освоить вычислительные приемы?

Вычислительные приемы – это те действия, которые помогают нам привести числа к более простым множителям или слагаемым, с которыми удобнее работать в уме. Мы все ими пользуемся, только уже не замечаем, как. А вот детям нужно объяснить все заново. Итак, мы уже близки в ответу на вопрос, как быстро научить ребенка читать в уме?

  1. Перепрыгивание числа. Очень просто понять, как при вычитании единицы меняется исходное число. Воспользуйтесь этим и научите ребенка перепрыгивать на 2 и и 3 единицы: 5 – 7 – 9; 11 – 14 – 17. Увеличьте этот шаг и задавайте вопросы, постоянно тренируя навыки счета в уме. Это можно делать по дороге, когда нечем заняться. Также можно купить или сделать прописи с такими упражнениями. Вы и сами можете составлять примеры в качестве личного домашнего задания, выполнение которого обеспечивает ребенка привилегиями.
  2. Перестановка слагаемых. Гораздо быстрее прибавлять меньшее число к большему, поэтому в примере 2 47 нужно поменять элементы местами.
  3. Присоединение чисел частями и округление. Сначала мы округляем число, затем присоединяем остаток: 45 18 = 45 5 ( 13) = 50 13 = 63.
  4. Правильное распределение чисел в примерах: 12 96 48 = (12 48) 96.

Методики обучения в разном возрасте

Обучить ребёнка устному счёту можно с помощью разных способов. Все они зависят от возраста детей:

  • Дети 2-3 лет. На занятиях в игровой форме расскажите ребёнку, что такое счёт и зачем он нужен. Объясните понятия «много» и «мало».
  • Дети 4-5 лет. Используйте желание дошкольника помочь маме с папой по хозяйству. Собирая тарелки со стола, посчитайте их вместе. Раскладывая игрушки по полкам, также устройте совместный счёт. Со временем у ребёнка сформируются понятия «больше» и «меньше». Познакомьте его с разными геометрическими формами: кругом, квадратом, прямоугольником.
  • Дети 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок учится сравнивать предметы, которые отличаются по количеству на один. Основным методом обучения является сравнение. Ребёнок учится устанавливать равенство, убирая или дополняя элементы.
  • Дети 7-8 лет. Школьник осваивает десятичную систему исчисления. Можно использовать методику Зайцева «Тысяча плюс», которая доводит до автомата сложение и вычитание чисел до ста. Или метод Глена Домана, при котором школьники учатся устному счёту по карточкам с точками, развивая при этом зрительную память.

Этап 5: Как научиться быстро считать в уме?

Если ребенок уже имеет дело с более сложными примерами и испытывает трудности в счете, то посоветуйте ему простой прием округления сложных чисел, который поможет выполнить самый сложный пример в два действия: 456 345 = (500 300) 1 = 801.

Чтобы научить ребенка считать в уме в 1 классе, нужно показать ему хитрости для упрощения работы с числами:

  • Если число нужно умножить на 5, проще умножить его на 10 и разделить на 2;
  • Разделить на 5 проще, если умножить делимое на 2 и разделить на 10;
  • Умножая двузначное число на 11, запишите первую цифру на месте сотен, а вторую — на месте единиц. На месте десятков записывается сумма этих двух цифр.

Подобных приемов достаточно много, и они помогают ребенку быстро научиться считать в уме. Вам нужно всего лишь тренироваться, чтобы доводить эти навыки до полного автоматизма. Так Вы упростите жизнь не только школьнику, но и студенту вуза, а может, и будущему программисту.

Кроме привычных отечественных методик обучения счету, все большую популярность приобретают зарубежные новаторские подходы, показавшие свою эффективность и существенно облегчающие процесс обучения.

Занятия с маленькими детьми желательно проводить в игровой форме, чтоб ребенку нравилось приобретать новые знания, прививалась любовь к учебе.

Подходящим возрастом для усвоения устного счета является период с 5 до 8 лет. Именно в этом возрасте начинают интенсивно происходить психические процессы, отвечающие за воображение.

Развитие у ребенка, обучающегося в 1-2 классе, навыка считать в уме позволяет быстро и успешно освоить азы математики, подготовить его к восприятию любых образовательных программ.

Важно соблюдение определенных правил, позволяющих быстро усвоить учебный материал:

  1. Занятия не должны утомлять малыша, поэтому лучше заниматься несколько раз в день по 10-15 минут.
  2. Так как учеба делится на этап адаптации, понимания и запоминания, не требуется регулярного повторения пройденного материала. Достаточно на практике применять пройденный материал.Для этого можно считать предметы, окружающие в повседневной жизни.
  3. Задачи должны быть простыми и соответствовать уровню подготовки школьника. Слишком сложные могут вызвать эмоциональное перенапряжение и неприязнь к процессу обучения. Ругать в случае неудачи категорически запрещено. Также не рекомендовано форсировать процесс познания.

Когда ребенку исполняется 6 лет, или даже немного раньше, можно начинать подготовку к процессу изучения устного счета. Знакомство с математикой начинается с изучения чисел. Лучше сразу объяснять, что каждое из чисел обозначает группу предметов с конкретным количеством предметов. К примеру, на 1 дереве сидит 2 голубя, или в корзине для игрушек есть 3 мяча.

Читая ребенку сказку, тоже можно посчитать количество предметов или сказочных героев. Обучаться можно, рисуя или вырезая из цветной бумаги. Важно к числу воображать предмет.

Такие игры, как кубики, домино и прочие, помогут ребенку запомнить название цифр и понимать, что они обозначают. В процессе игры можно объяснять вычитание и сложение целых чисел.

Ребенок дошкольного возраста, как правило, должен уметь сложить в уме числа в пределах 10.

Этапы обучения

Как научить ребенка складывать и вычитать в пределах 20: развивающие игры, упражнения для детей

Обучение можно условно разделить на несколько этапов. Для каждого этапа характерны свои особенности:

  • использование наглядных примеров из окружающего мира;
  • счет с помощью специальных карточек с изображенными на них цифрами;
  • счет вслух, громко и шепотом, без применения каких либо предметов, или пособий;
  • счет в уме.

Для того чтобы помочь школьнику освоить математические основы, нужно выполнять достаточно простые упражнения. Их можно выполнять как в 5, так и 7 лет, лишь корректируя сложность чисел.

Упражнения:

  1. Для тренировки способности визуализировать числа и проводить с ними операции предложите ребенку, к примеру, назвать все числа от 1 до 50, в которых есть цифра 5.
  2. Для того чтобы освоить навык сложения, предложите ребенку выбрать два любых числа. К примеру, 3 и 5. После ребенок должен прибавить к первому числу 3 второе число 5. К полученному результату снова прибавлять 5 и т.д. Такое же упражнение можно проводить и с вычитанием.
  3. Хорошим пособием для освоения основ математики является таблица Шульте.Таблица Шульте
  4. Постоянные математические задачи с предметами, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Освоить навык поможет ряд методик, позволяющих быстро вычислить результат различных математических операций.

Для того, чтобы с легкостью осуществлять математические операции, необходимо знать состав чисел. Главная задача изучать новые числа и их состав. Для этого:

  1. Можно раскладывать в несколько блюдечек определенное количество бусинок или других предметов. Так можно понять, из чего состоит определенное число. Такую игру можно выполнять с любыми подручными средствами.
  2. Можно обучатся в процессе рисования, закрашивая ячейки с составом заданного числа определенным цветом.

После освоения легких задач, можно перейти к более сложным, которые учат последовательно выполнять несколько операций.

Это нужно для того, чтобы понять, как в результате сложения или вычитания получается результат больше 10. Для того чтобы объяснить, как сложить числа 8 и 5, нужно совершить несколько действий:

  • первое слагаемое дополняется до 10 (получили из чисел 8 и 2);
  • определить какое число еще необходимо добавить (основываясь на составе числа 5-2, в остатке 3);
  • в завершение подсчитывается результат.

На аналогичном принципе основан процесс обучения вычитанию.

Заучивание таблиц

Существует такой способ, как запоминание специальных таблиц. Дети в 1-2 классе, ознакомившись с принципами работы таблицы, должны самостоятельно ее заучить.

Выученный материал закрепляется с помощью различных упражнений.

Для легкого запоминания таблицы можно использовать стихи, песни, раскраски, компьютерные тренажеры и т.д. Потратив немного времени и усилий на изучения таких таблиц, можно с легкостью осуществлять операции в уме.

После того как хорошо освоены основы, следует перейти к навыку быстро находить наиболее легкие способы вычисления результата. Для этого используются приемы присчитывания и перепрыгивания, присчитывания частями, приведения к круглому числу, перестановки слагаемых. Освоив такие способы, школьник сам для себя определит наиболее легкий для него способ.

Как отечественные, так и зарубежные педагоги сходятся во мнении, что учить устному счету следует начать до школы. Современные методики акцентируют внимание на заинтересованности изучаемым предметом.

До 7 лет желательно строить процесс учебы лишь в игровой форме. На данный момент все большей популярностью пользуются нижеперечисленные способы обучения.

По Монтессори

Методика развития умственных способностей Марии Монтессори, в частности способностей устного счета, основывается на эмпирических и игровых способах обучения с красочными и интересными пособиями.

Для закрепления результатов теоретических знаний часто используется игра с разменом монет, что достаточно интересно детям.

Кроме того, для обучения счету используются брусочки из дерева размером от 1 дм и до 1 м, которые имеют синий и красный цвет с отметками в 10 см. Ученик раскладывает бруски по мере увеличения длины. После чего каждый необходимо назвать цифрой с учетом количества цветных отрезков.

Как научить ребенка складывать и вычитать в пределах 20: развивающие игры, упражнения для детей

Подключение осязания и визуального восприятия делает эту методику достаточно эффективной в обучении детей.

По Доману

Согласно исследованиям Г. Домана, дети в возрасте до 5-7 лет способны обрабатывать большой объем информации. Для обучения используются специальные карточки, приобретенные или изготовленные самостоятельно. На данных карточках изображены красные точки в разном количестве.

Карточки демонстрируются, когда обучающийся пребывает в хорошем настроении. Время демонстрации карточек небольшое, а упор делается на количество подходов.

На первом этапе демонстрируются карточки с цифрами от 1 до 10. Во время демонстрации родитель должен внятно обозначить выбранную цифру. Дальше задача усложняется. С помощью карточек можно обучить сложению, вычитанию, умножению и делению.

К ним прилагается достаточно подробная инструкция, с которой родители с легкостью разберутся и смогут в форме игры обучить ребенка устному счету.

По Полякову

Как научить ребенка складывать и вычитать в пределах 20: развивающие игры, упражнения для детей

Данный способ обучения заключается в том, чтобы на первом этапе необходимо научить считать до 10 и сделать упор на запоминании результатов всех вариаций сложения и вычитания в пределах 10. После этого можно приступить к двузначным числам.

Существует до 50 уроков по данной методике, с подробным описанием и примерами. Поэтому для родителей не составит труда самостоятельно заняться со школьником изучением счета. Отличие от других способов обучения заключается в том, что она обучает мыслить группами чисел.

Ментальное обучение

Ментальная арифметика пришла к нам из Японии. Обучение счету происходит с использованием специальных счет – соробан и абакус. После того как освоена работа на данных счетах, начинается процесс обучения в уме. Эффект обучения заключается в том, что после запоминания принципа работы соробана и абакуса, их легко представить в уме и проделать необходимые математические операции.

Эффективно ли обучать ребенка счету на пальцах?Существуют противоположные мнения по поводу обучения счету по пальцам. Как правило, такой счет нежелателен, так как является неудобным. Допускается обучение счету на пальцах на первоначальном этапе.

Существуют ли компьютерные тренажеры для обучения счету в уме?Существует множество онлайн-программ и компьютерных тренажеров для освоения данного навыка. Но злоупотреблять ими нежелательно, так как это негативно влияет на зрение, и исключает важный фактор – контакт с родителем.

Для эффективного обучения ребенка счету в уме важно своевременно обращаться к методикам развития математических навыков. Слишком рано начинать заниматься не желательно, как и слишком поздно. Существует множество хороших способов научить считать, и адаптировать ребенка к школьной программе.

Как научить ребенка складывать и вычитать в пределах 20: развивающие игры, упражнения для детей

Главным условием является хорошее настроение и психологическая готовность ребенка обучаться. Заставлять не стоит, так как есть риск отбить желание познавать новое.

https://www.youtube.com/video/Es0cJEGVFv4

С поступлением в начальную школу происходит смена основной деятельности ребенка: все большее время у него теперь занимают учебные действия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Энциклопедия знаний